- ФАРБЕР
- Дебора Ароновна (р. 1924 г.) -российский физиолог и психолог, д-р биологических наук (1968), профессор (1971), чл.-кор. АПН СССР (1989), д. чл. РАО (1992). С 1993 г. — член Президиума РАО. Зав лабораторией НИИ физиологии детей и подростков (1964—1993). Гл.н.с. Института возрастной физиологии РАО (с 1993). Окончив биологический фак-т МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности физиология животных(1947), работала в токсикологической лаборатории Института питания АМН СССР (1947— 1949). С 1949 г. зав. виварием Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1954 г. Ф. — ассистент кафедры анатомии и физиологии Белорусской сельскохозяйственной академии. С 1956 г. — м.н.с. Института нейрохирургии им. Н.Н. Бурденко АМН СССР. В 1957 г. защитила канд. дис. на тему Электрическая активность сетчатки при наличии очага местного возбуждения в зрительном нерве и корковом конце зрительного анализатора и поступила на работу в НИИ акушерства и гинекологии Минздрава СССР. С 1964 г. зав. лабораторией НИИ физиологии детей и подростков АПН СССР (ныне Институт возрастной физиологии РАО). В 1966 г защитила докт. дис. Электрическая активность мозга в раннем онтогенезе . С 1978 по 1990 г. руководила комплексной программой исследований по проблеме Физиология развития детей. Основные работы Ф. посвящены исследованию функционального развития Мозга в возрастном диапазоне от рождения до 17 лет, а также изучению нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих формирование когнитивных процессов. Результаты этих исследований отражены в монографиях: Функциональное созревание мозга в раннем онтогенезе , М., 1969; Электроэнцефалограмма детей и подростков, в соавт., М., 1972; Сенсорные механизмы развивающегося мозга, М., 1977; Физиология подростка, М., 1988; Структурно-функциональное созревание развивающегося мозга, М., 1995. Полученные в исследованиях факты позволили выделить основные характеристики электрической активности мозга, характерные для каждого возрастного периода. На основе этих показателей Ф. были разработаны нормативные показатели ЭЭГ, используемые для диагностики функциональных и органических нарушений ЦНС, а также выявлены возрастные периоды, сензитивные к внешним воздействиям, исходя из которых возможна разработка программ обучения и воспитания, более полно и адекватно учитывающих физиологические и психофизиологические особенности детей. Является совм. с М.М. Безруких автором словаря Психофизиология (2004) в составе Психологического лексикона (под общ. ред. А.В. Петровского). А.Н. Коновалов, Т.Д Марцинковская
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.